Работа будет проводиться в рамках гранта конкурса проектов прикладных научных исследований Российского научного фонда в рамках национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
ТУСУР в интересах ООО «Трансмаш-Томск» работает над созданием уникального оборудования для шахтного электромобиля. Проекты, которые выполняются на базе НИИ Космических технологий (КТ) вуза, получили грантовую поддержку РНФ.
«Главный фокус НИИ космических технологий, конечно, космическое приборостроение. Наша сильная сторона, в которой накоплен значительный опыт – надежные системы электропитания, силовая электроника. Также мы нарастили компетенции в области зарядных устройств, - рассказывает руководитель одного из проектов, директор НИИ КТ Максим Сухоруков. – Заявка компании «Трансмаш-Томск» оказалась близка нам по тематике. Они планируют использовать для работы в шахтах электромобиль, который работает от аккумуляторов. Именно для него требуется разработать зарядные устройства в двух исполнениях: традиционном и беспроводном. Надежность требуется не меньшая, чем для космоса: шахта – это агрессивная среда, в которой любая искра может привести к плачевным последствиям».
«Электрификация машин в горнодобывающей отрасли в России – одна из важнейших задач в настоящее время, - подчеркнул генеральный директор ООО «Трансмаш-Томск» Алексей Продан. - Разработка и, самое главное, внедрение шахтовых зарядных устройств для электромобилей (EV) приобретает критически важное значение. Без создания специализированной зарядной инфраструктуры, потенциал электрического транспорта в сложных условиях шахт и рудников останется нераскрытым. Шахтовые зарядные станции – это ключевой элемент инфраструктуры, гарантирующий бесперебойную работу парка электромобилей в тяжелых условиях горнодобывающих предприятий, а также это элемент, который позволяет увеличить пропускную возможность транспортировки в труднодоступные места или места с недостаточной вентиляцией. В настоящее время многие шахты используют дизельный транспорт, который по требованиям правил безопасности не всегда можно использовать при недостаточно хорошей вентиляции тупиковых забоев, что снижает скорость работы и скорость перевозки».
По словам промпартнёра проекта, разработка должна ориентироваться на использование отечественных компонентов и технологий, что особенно важно в текущих экономических условиях. Это обеспечит независимость от поставок импортного оборудования и создаст новые рабочие места в России.
Первый проект, над которым начали работать в ТУСУРе – создание взрывобезопасного интеллектуального зарядного устройства для шахтного электромобиля с выходным напряжением 150 В и максимальным током 30 А для последующего серийного производства. Руководитель проекта – Максим Сухоруков.
«Это конструкторская работа - схемотехнические решения, которые будут применяться, известны. Сложность в самой конструкции – сделать устройство взрывобезопасным. Это будет обеспечиваться конструкцией, специальными разъемными соединениями, оптимальным размещением составляющих изделия, оригинальными схемными решениями в силовой части блока, а также интеллектуальным мониторингом состояния изделия, - рассказал руководитель проекта. – Уже через два года мы представим экспериментальный образец (УГТ 6), готовый к серийному производству».
Руководитель второго проекта – доцент кафедры промышленной электроники Александр Осипов. Коллективу под его руководством предстоит выполнить НИР «Проведение исследований и разработка взрывобезопасной беспроводной системы заряда аккумуляторных батарей шахтного электромобиля». Разработкой подобных устройств в России никто не занимается, аналогов нет. Ученым предстоит разработать технологию передачи энергии от линии к аккумуляторной батарее беспроводным способом и представить макетный образец устройства (УГТ 3).
Эта технология поможет в значительной степени упростить процесс зарядки. В настоящее время в соответствии с требованиями безопасности, заряд производится во взрывобезопасном помещении, процедура занимает немало времени. Технология беспроводного заряда на основе бесконтактной передачи энергии позволит решить эту проблему. Возможность и безопасно передавать энергию через взрывоопасную среду (пылеугольная смесь разной концентрации, горючих газов) и отсутствие контактных соединений между источником и аккумулятором энергии минимизируют вероятность появления искровых образований, а вследствие этого повышают взрывобезопасность процесса заряда шахтного электромобиля.
«Инвестиции в разработку и производство шахтовых зарядных устройств – это стратегическая необходимость для российских горнодобывающих компаний, стремящихся к снижению издержек, повышению экологической безопасности и технологической независимости, - уверен Алексей Продан. - Интеграция «Трансмаш-Томск» и ТУСУРа – высокоперспективный подход, способствующий созданию инноваций, соответствующих нуждам горнодобывающей промышленности, укреплению технологической независимости и подготовке специалистов для российской экономики».
Российский научный фонд создан в 2013 году по инициативе Президента России. РНФ поддерживает значимые фундаментальные и прикладные исследования в интересах науки, экономики и общества. На основе компетентной экспертизы Фонд выявляет наиболее перспективные научные проекты, поддерживает молодое поколение исследователей и стимулирует интерес общества к науке. С 2014 года Фонд поддержал более 23 тысячи проектов на общую сумму более 265 миллиардов рублей. В работе над проектами приняли участие 80 тысяч исследователей из 84 регионов России.
РНФ подвел итоги конкурса проектов прикладных научных исследований в рамках национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа) занимаются изучением эффективной передачи данных в сетях 6G. Ими разработаны алгоритмы, которые позволят повысить надежность и скорость соединения, а также подключать к одной базовой станции большее количество устройств.
Представители Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники приняли активное участие в деловой программе форума «Микроэлектроника».
Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа) совместно со специалистами «Национальной компьютерной корпорации», разрабатывают компоненты отечественной системы автоматизированного проектирования (САПР) СВЧ интегральных схем, а также антенн и микроволновых устройств. В 2026 году планируется создание первой версии САПР для интегральных схем.