На 2-ом заседании первого дня тьюторской конференции, темой которого стала «Тьюторская позиция в сфере управления знаниями: социогуманитарные контексты развития исследований и разработок», было представлено 3 доклада. От Института инноватики с докладами выступили А. Ф. Уваров, директор Института, и Л. Кобзева, директор Центра корпоративного развития Института инноватики и председатель правления межрегиональной тьюторской ассоциации * . Третьим спикером стала Т. В. Якубовская, сотрудник комитета по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области. Модератором заседания выступил М. П. Черемных, вице-президент Тьюторской ассоциации.
Первым доклад на тему «Инновационные модели как основы принятия решений» представил А. Ф. Уваров. Своё выступление он начал с утверждения того, что сегодня очень остро стоит вопрос о преемственности школьного, вузовского и послевузовского образования, и главным вызовом является инновационное развитие. Александр Фавстович привёл пример того, как в конце 20 века человечество провело огромный эксперимент по выстраиванию национальных инновационных систем, которые генерируют новую экономику – экономику знаний. «Человечество имело успех, когда руководителями и обществом были поняты основные принципы выстраивания отношений, кто должен быть основным игроком, и на кого надо делать ставку», - говорит Уваров. В своём докладе он обратился к модели инновационного развития «Тройная спираль», согласно которой взаимодействие университетов, бизнеса и власти является сердцем инновационной системы. По словам Уварова, другого пути, кроме как следовать модели Тройной спирали, не существует. В пример он привёл практику ТУСУРа, где создаются гибридные структуры с бизнесом - предприятиями выпускников ТУСУРа и решения с которыми принимаются совместно. «Они входят в наблюдательный и попечительский совет, во многом определяют стандарт обучения, и во многом мы на них ориентируемся», - рассказывает Уваров о деятельности внутри университета.
А. Ф. Уваров отметил также, что главной целью для университета является превращение в предпринимательский университет. Идеал предпринимательского университета – это Массачусетский технологический институт (MIT). Директор Института инноватики уверен, что университет должен иметь свою траекторию, ведущую к предпринимательству. «У студента должен быть шанс стать предпринимателем», - заявляет Уваров. В решении этого вопроса ТУСУР делает попытки создать инновационную инфраструктуру и включить ее в учебный процесс. В ТУСУРе первым в России был построен студенческий бизнес-инкубатор на 300 рабочих мест, в университете действует система группового проектного обучения (ГПО), где из 13 тысяч студентов участвуют 1 200 - это порядка 300 проектов. Из этого количества проектов около 30 попадает в бизнес-инкубатор. По словам Уварова, ежегодно ТУСУР выпускает 4 предприятия.
Следующим спикером выступила директор Центра корпоративного развития Лиана Кобзева с докладом «Тьюторство и контексты развития современной инженерно-технологической сферы». Директор ЦКР начала с тезиса, что сейчас тьюторские разработки и тьюторская практика подошли к серьёзному этапу в своём развитии. «Сегодня базовым контекстом для тьюторства, его развития и изменения, является не образовательный и педагогический контекст, а экономический», - объясняет Лиана Кобзева.
В своём докладе она сделала основной акцент на ведущих инженерных вузах. По её словам, сейчас происходит трансформация миссии современных университетов. На сегодняшний день существует 3 основные миссии: трансляция знаний и норм культуры, проведение исследований, вследствие чего появляется новое знание, а также активность в социально-экономическом развитии региона и страны. «Университет, который сегодня реализует все 3 миссии, может являться субъектом экономики», - уверена Л. Кобзева. Было отмечено, что ключевым процессом в образовании в ведущих инженерных вузах является процесс исследований и разработок. «Через исследования и разработки происходит рождение нового знания и образования», - говорит директор ЦКР. По её словам, сегодня в инженерии работа с новым строится не на проектировании нового изделия, а на проектировании полного жизненного цикла нового изделия. «Полный жизненный цикл – от разработки и эксплуатации до вывода из эксплуатации и утилизации изделия, - объясняет Лиана Кобзева. - Работа по управлению исследованиями и разработками тьюторским сообществом – это один из пунктов запуска нового типа и шага исследований и разработок в нашем сообществе, поэтому место тьюторской практики нужно искать в управлении исследованиями и разработками».
В конце своего выступления Лиана Кобзева отметила, что сегодня необходима новая программа исследований и разработок, а также разработка позиции тьютора в управлении исследованиями и разработками. Если в современном университете места тьютору нет, то надо смотреть, как сегодня должен меняться сам инженерный университет и управление университетом.
Международная научно-методическая конференция «Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти» (НМК ТУСУР-2025) собрала участников более чем из 10 регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Представители центрального аппарата Банка России обсудили с руководством Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) варианты сотрудничества и наметили направления развития взаимодействия.
Ассоциация выпускников ТУСУРа передала участникам специальной военной операции 22 рации через общественное движение «Народный фронт».
Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в рамках реализации программы «Приоритет 2030» адаптируют ранее разработанный прибор – модуль контроля и управления – для его размещения в составе аккумуляторной батареи на борту Базового модуля Российской орбитальной станции.