Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Социальный робот увеличит интерактивность дистанционных форматов обучения

22 октября 2020
Социальный робот увеличит интерактивность дистанционных форматов обучения

Разработчики ТУСУРа предлагают инновационный способ интеграции электронных образовательных ресурсов с роботами.

Массовая апробация дистанционного формата обучения как школьников, так и студентов, которая произошла весной 2020 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции, наглядно продемонстрировала недостаточную интерактивность электронных образовательных ресурсов (ЭОР). По мнению разработчиков ТУСУРа, одним из способов исправить это упущение может стать интеграция ЭОР и роботов.

«Результаты исследований говорят о том, что один из главных недостатков онлайн-формата образования – нехватка общения. Заниматься один на один с компьютером психологически тяжело, особенно ребёнку в младшей школе. Все родители это видели весной 2020 года. Мы предлагаем «оживить» электронный образовательный ресурс, дополнив его роботом. Робот в отличие от компьютера может имитировать общение, обладая большим количеством каналов взаимодействия с человеком. Это позволит повысить интерактивность электронных образовательных ресурсов и увеличит вовлечённость детей в процесс онлайн обучения», – рассказывает об идее разработки Евгений Шандаров, заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа.

Предполагается, что в этом случае социальный робот располагается непосредственно рядом с компьютером, на котором запущено приложение ЭОР, и связан с ним через локальную сеть.

Основная платформа для современных ЭОР – интерактивные веб-приложения, загружаемые на компьютер учащегося с облачных сервисов. Социальный робот в свою очередь – машина, предназначенная для взаимодействия робот – человек. В процессе совместной работы робот может озвучивать текстовые строки из веб-приложения, выступать аниматором действий по его указанию, обрабатывать голосовые команды от пользователя и выполнять другие действия. Важно, что разработчики ЭОР сами смогут решить, на каких этапах обучения подключать робота.

В настоящее время разработчики ТУСУРа работают над усовершенствованием программно-аппаратного комплекса, реализующего взаимодействие ЭОР – робот для включения его в процесс обучения. Главное требование – нахождение ПК и робота в одной сети, поддерживающей протокол TCP/IP и в едином адресном пространстве IP. На роботе должен быть запущен сервис веб-сервера с поддержкой протоколов HTTP/HTTPS. В этом случае робот является ведомым, а веб-приложение ЭОР – ведущим в связке. Поскольку интерфейс взаимодействия с роботом обеспечивается через протокол HTTP поверх интернет-соединения, вызвать функции робота можно, например, из веб-страницы. Для этого сотрудниками лаборатории робототехники ТУСУРа был разработан протокол сетевого взаимодействия ЭОР – робот, спецификация которого включает в себя команды, передаваемые поверх протокола HTTP. Таким образом, разработчики ЭОР могут внедрить поддержку этого протокола в свои разработки через функции языка JavaScript.

В качестве робота можно использовать практически любую доступную сегодня на рынке платформу социального робота, оснащённую Wi-Fi, голосовым синтезатором, световыми индикаторами и возможностью совершать движения.

Апробация разработанного программно-аппаратного комплекса производилась в рамках российского национального этапа международного чемпионата по робототехнике RoboCup Russia Open 2019, в нескольких школах Томска и Томского района, а также на международных выставках и форумах в Москве и в Шанхае, в том числе результаты работы были представлены на онлайн-конференции в Шанхае в сентябре 2020 года.

Отмечается, что разработка ТУСУРа может применяться не только в дистанционном образовании, но и в офлайн-формате для снижения рутинной нагрузки на педагогов.

«Разработанные сценарии взаимодействия робота и ребёнка тестировались в ходе массовых детских мероприятий, а также в школах, на уроках воспитанников младшего звена. Опыт показывает, что добавление робота в образовательный процесс помогает существенно увеличить интерес к изучаемой дисциплине, разнообразить уроки и снизить нагрузку на учителя, что в целом позволяет судить об эффективности интеграции робота в образовательный процесс», – уверен Евгений Шандаров.

Другие новости

15 марта 2024

Разработка системы определения надежности резистивных элементов аспиранта кафедры ФЭ ТУСУРа Вячеслава Сокуренко получила грантовую поддержку программы «УМНИК» ФСИ.  

06 марта 2024

Накануне Международного женского дня девушки-руководители и основатели стартапов студенческого бизнес-инкубатора (СБИ) Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники рассказали, как собирали команды, откуда черпают идеи для бизнеса и сталкивались ли с гендерными стереотипами в технологическом предпринимательстве.

11 марта 2024

6 марта в Центре водных видов спорта «Звёздный» состоялся чемпионат Томской области по подводному спорту, на котором девушки из дайв-клуба «Наяда» заняли три призовых места.

25 марта 2024

С 20 по 22 марта в IT-академии ТУСУРа проходил хакатон «Молодая ИТ-Магистраль», который проводится совместно с компанией «Газпром трансгаз Томск». Его целью была разработка программных продуктов, которые необходимы компании в повседневной работе.

НАВЕРХ