В интервью ТАСС ректор ТУСУРа Виктор Рулевский рассказал о том, каким будет университет через 10 лет, о ключевых направлениях развития и об изменениях вузовской инфраструктуры для студентов и исследователей.
— Давайте представим, что мы перенеслись на 5–10 лет вперед. Какую роль вы видите для ТУСУРа в российской и мировой научно-технологической повестке? Какие ключевые направления вы считаете наиболее перспективными, и каким станет ваш идеальный портрет университета как центра передовых исследований и инноваций?
— Если смотреть вперед, мы видим ТУСУР как исследовательский и одновременно предпринимательский университет, открытый к новым вызовам. Наша задача — создавать исследования мирового уровня, готовить инженеров и технологических предпринимателей, способных обеспечивать национальную безопасность и развивать экономику. Основное внимание мы уделяем тем областям, где традиционно сильны: электроника, космические технологии, информационная безопасность, IT и квантовые решения.
За последние годы мы очень серьезно укрепили связи с промышленностью, академическими институтами и региональными властями. Именно это сотрудничество, а также участие в таких программах, как «Приоритет-2030» (в группе территориального и отраслевого лидерства), «Передовые инженерные школы» и «Национальная технологическая инициатива», дает нам прочную основу для дальнейшего роста. Мы видим уникальный исторический момент: сейчас важно быстрыми темпами переходить к собственным, суверенным технологиям, и для нас это окно возможностей. Наш план к 2030 году — стать центром превосходства в обучении специалистов по сквозным технологиям для электронной, космической отраслей, IT и инфобезопасности. Мы стремимся не просто увеличить количественные показатели (бюджет, количество стартапов, диссертаций и объем НИОКР), но и обеспечить качественную трансформацию университета, чтобы связка «образование — технологии — партнерство» реально работала и давала ощутимые результаты для отраслей и региона.
— Без хорошей инфраструктуры даже самые яркие идеи остаются на бумаге. Какие шаги предпринимает ТУСУР, чтобы обеспечить современную материально-техническую базу для исследователей и разработчиков? Как вы адаптируетесь к растущим потребностям в чистых помещениях, новых лабораториях и стендах для тестирования?
— Мы смотрим на эту задачу шире: нам нужна не просто материально-техническая база под конкретный проект, а инфраструктура для долгосрочного развития. Программа научно-технологического развития Томской области как раз и ставит такую цель: создавать высокотехнологичные кластеры, объединять научное сообщество, бизнес и образование.
Например, мы открыли научно-производственный центр компетенций «Кибербезопасность КИИ». В результате в регион пришел крупный партнер «Инфотекс», который запускает в Томской области завод «Проквант». Их привлекает не только наша инфраструктура, но и возможность готовить нужных им специалистов, совместно вести исследования, в том числе по созданию квантовых сетей.
Наш флагманский проект — учебный научно-исследовательский центр твердотельной СВЧ-электроники в Томской особой экономической зоне. Мы уже представили его министру науки и высшего образования Валерию Фалькову, получили поддержку на уровне Минобрнауки и Минпромторга. Это будет уникальное место, где мы создадим технологии будущего, готовя специалистов мирового уровня.
— Многие университеты ломают голову над тем, как привлечь и удержать талантливую молодежь. Что вы планируете менять в образовательных программах, чтобы заинтересовать перспективных студентов? И как вы собираетесь мотивировать их остаться в науке или перейти к созданию собственных стартапов?
— Мы подошли к этому вопросу системно. Еще в 2011 году запустили «элитную аспирантуру» — там молодые ученые получают повышенные стипендии и индивидуальную поддержку на старте карьеры. Недавно в рамках «Приоритета-2030» мы усилили эту линию: открыли «исследовательскую магистратуру», и ее первые выпускники практически все стали аспирантами. Конкурс в аспирантуру — уже два-три человека на место! Следующий логичный шаг — целевая докторантура под руководством ведущих профессоров ТУСУРа.
Наша главная идея — непрерывная, «бесшовная» модель подготовки ученых и исследователей: от магистратуры до докторантуры, с понятными карьерными перспективами и реальными проектами, в которых можно сразу применять свои навыки. Мы хотим, чтобы для талантливых ребят университет был не просто местом учебы, а площадкой для роста и воплощения идей.
— Вы первыми в стране представили стереорентген. Расскажите, что это за технология и чем она может быть полезна, помимо классической медицины.
— Это действительно большой шаг для нас. «Биотех» — новое для ТУСУРа направление, но мы уверены в его перспективах. Мы сотрудничаем с медиками и компаниями, работающими в медприборостроении. Вместе с «Биотоком» разрабатываем первую в России стереорентген-телевизионную систему для малоинвазивных операций на сердце.
Стереорентген дает хирургу трехмерное «зрение», помогает точнее позиционировать катетеры при аблации сердечных аритмий, делая процедуру более безопасной и эффективной. Мы уже создали опытный образец, результаты вдохновляющие. По оценкам «Биотока», к 2028 году планируется выпустить около 10 таких систем. В условиях, когда спрос на отечественное высокотехнологичное медицинское оборудование только растет, у нас есть все шансы занять свою нишу. И я уверен, что в будущем технология найдет применение и в других областях, где нужно высокоточное трехмерное изображение.
— Космос всегда был визитной карточкой ТУСУРа. Расскажите о спутниковых проектах: чего вы хотите добиться, и стоит ли ждать коммерческой выгоды уже в ближайшие годы?
— Космос для нас — стратегическое поле деятельности, но сейчас мы перешли к более амбициозному этапу. Включились в проект «Сфера» ГК «Роскосмос» — это масштабная инициатива по наращиванию темпов создания космических аппаратов. Работаем сразу по нескольким направлениям: совершенствуем спутниковую связь, создаем «умные» аккумуляторные батареи для малых аппаратов (к 2027 году будет готово 137 единиц), разрабатываем терморегулирующие покрытия.
Мы уверены, что наши решения будут коммерчески востребованы. Космос активно развивается: растет число малых спутников, расширяется спектр их применения. Наши новые технологии — это фундамент для будущих рынков спутниковой связи, наблюдения Земли, телекоммуникаций и логистики. Так что перспективы очень реальные.
— ТУСУР также занимается разработкой монолитных интегральных схем для СВЧ-аппаратуры. Чем наши решения лучше зарубежных? И где эти технологии найдут применение?
— Мы сконцентрированы на СВЧ-электронике, решая задачи импортозамещения и объединяя усилия с промышленными предприятиями, научными институтами и госорганами. В 2022 году в ТУСУРе был создан технический комитет по стандартизации «Сверхвысокочастотная и силовая электроника». Его задача — разработать единые стандарты для электронных компонентов, что повысит качество отечественной продукции и ее конкурентоспособность.
Кроме того, мы сотрудничаем с Беларусью, разрабатываем межгосударственную систему стандартов. Планируется крупный совместный проект Союзного государства: гетероинтеграция СВЧ и кремниевых микросхем, что позволит снизить стоимость электронной компонентной базы и повысить мощность, скорость, функциональность устройств. Это нужно для систем связи нового поколения, для навигации и для беспилотных летательных аппаратов. По сути, мы сейчас стоим на пороге серьезного технологического прорыва.
— А что с геномными принтерами? Звучит как технология будущего, но вы уже над этим работаете?
— Да, геномные принтеры — это захватывающий пример междисциплинарной работы. Здесь объединились усилия университетов, академических институтов и компаний-производителей. Наш проект получил продолжение финансирования в рамках федеральной программы развития генетических технологий, что говорит о его ценности.
В ТУСУРе, в центре «Нанотехнологии» создали микродозатор для геномного принтера с точностью дозирования от 2 до 200 пиколитров! Это дает возможность точечно создавать олигонуклеотиды, которые крайне важны для фармацевтики, в частности для разработки дорогих и сложных лекарств. Мы встроены в эту экосистему будущего, где генетические технологии и микроэлектроника работают бок о бок.
— Проекты становятся все более комплексными, требуя синергии разных областей знаний. Как ТУСУР выстраивает междисциплинарное взаимодействие и кооперацию с внешними партнерами?
— С самого начала программа развития университета разрабатывалась в плотном контакте с Томским консорциумом. А когда мы включились в программы «Приоритет-2030», ПИШ, НТИ, поняли, что нужен формат кластеров под конкретные задачи. Так появился проект «Электроника», который вошел в региональную госпрограмму «Научно-технологическое развитие Томской области» до 2030 года. Подобные кластеры формируем и в квантовой криптографии, суверенных ИТ-решениях, генетических технологиях.
Внутри ТУСУРа мы тоже меняемся: создаем сетевые образовательные программы с другими вузами, работаем под запросы высокотехнологичных компаний. Например, для компании «Решетнев» мы вместе с Университетом Решетнева запустили новую программу по спутниковой связи. Получается динамичная экосистема, где каждый партнер привносит свою экспертизу.
Ректор ТУСУРа Виктор Рулевский в интервью агентству «ИНТЕРФАКС» рассказал о работе в новом для вуза направлении национальной и межгосударственной стандартизации.
Стратегическая сессия «Программы развития вузов Томска на период до 2030 года» прошла в Томске с участием представителей университетов и научных институтов города.
Первый в России Стереорентген, создаваемый в консорциуме ТУСУРа и фирмы Биоток, будет работать во время операций изоляции лёгочных вен. Применение технологии, комбинирующей систему необратимой электропорации ткани сердца «Биоток Pulsar» и стереорентген, разрабатываемый ТУСУРом и компанией «Биоток», позволит вдвое сократить общее время операции изоляции лёгочных вен.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.