В рамках форума U-NOVUS прошла выставка инновационных разработок молодых учёных, где свои достижения продемонстрировали исследователи из Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники. Среди них – радиолокационные датчики для автопилотирования, автоматизированный комплекс для управления маломерным судном, а также комплекс для увеличения эффективности лечения онкологических заболеваний.
Транспорт без водителя
Один из представленных на выставке проектов – радиолокационные датчики для роботизированных транспортных средств. Эти устройства позволяют «видеть» объекты вокруг автомобиля и точно определять их скорость и координаты относительно автомобиля, на котором они установлены.
Цель разработчиков, по их словам, – создать компактные радиолокационные датчики, которые смогут совместно с данными от видеокамер осуществлять полностью автономное управление транспортным средством в любых погодных условиях и в любое время суток.
«Они могут работать днём и ночью, в туман, дождь, снег, в условиях, когда есть недостаточная оптическая видимость. Мы уже испытываем первые образцы таких датчиков, недавно такие испытания проводились в Москве, где в сложных дорожных условиях они показали отличные результаты. Сейчас мы также сотрудничаем с КамАЗом в рамках проекта по созданию беспилотных автомобилей», – рассказал один из разработчиков Антон Чачков.
При создании датчиков исследователи из ТУСУРа применяют подходы, которые позволили им получить высокое разрешение получаемых радаром изображений, которое до 10 раз лучше, чем в аналогичных устройствах.
«Заграничные аналоги есть, однако мы работаем не только над созданием решений сегодняшнего дня, но и перспективных технологий, которые уже значительно превосходят существующее поколение подобных устройств», – подытожил Антон Чачков.
Безопасное и эффективное лечение опухолей
Учёные из ТУСУРа также продемонстрировали на выставке комплекс локальной гипертермии «Феникс-2». Он используется для реализации одноимённого метода при лечении онкологических заболеваний. Работа комплекса основана на использовании безопасного постоянного тока. «Феникс-2» позволяет осуществлять воздействие на опухоли, расположенные на любой глубине.
«Преимущество заключается в том, что в его работе используется нагрев с помощью постоянного тока. Существующие аналоги основаны на применении СВЧ-излучения, которое оказывает выраженное негативное воздействие как на обслуживающий персонал, так и на пациента», – пояснил разработчик, студент ТУСУРа Кирилл Хан.
Сам метод локальной гипертермии известен уже давно. Применение созданного учёными из ТУСУРа комплекса «Феникс-2» для реализации этого метода позволяет проводить лечение онкологических больных с использованием меньшей дозы химиопрепарата и при этом получать гораздо более высокую эффективность.
«В нашем комплексе предусмотрено 30 каналов для игольчатых или поверхностных нагревателей. Введение игольчатых нагревателей осуществляется с помощью ультразвуковых колебаний, что позволяет «раздвигать» крупные сосуды и нервные пучки, а также обрабатывать раневой канал, препятствуя распространению по нему опухолевых клеток. Кроме того, нагреватели одновременно являются и датчиками температуры, что исключает необходимость дополнительного травмирования ткани опухоли для контроля процесса нагрева», – рассказал Кирилл Хан.
В настоящее время комплекс находится на этапе клинических испытаний, которые пройдут в сотрудничестве с Томским НИИ онкологии. Тесты на животных разработка прошла успешно.
«Мы получили впечатляющие результаты. При снижении дозы химиопрепарата в два раза отмечается трёхкратный рост угнетения метастазов, увеличение длительности ремиссии в 2 раза и рост продолжительности жизни у животных на 10 %», – поделился результатами учёный.
Как построить трёхмерную карту дна без участия человека?
Ещё одно устройство, которое тусуровцы показали на форуме U-NOVUS – 2017, – это автоматизированный комплекс управления маломерным судном для проведения батиметрических и других измерений.
«Он нужен, чтобы исследовать акваторию любого озера. Конструкция модульная и позволяет использовать разные эхолоты. Например, с помощью встроенного сейчас эхолота мы можем исследовать озера глубиной до 150 метров с составлением 3D-карты дна. Во время прохождения устройством водоёма на карту памяти пишутся координаты места его нахождения, а эхолот регистрирует глубину. Таким образом, составляется карта дна», – пояснил один из создателей проекта, студент ТУСУРа Игорь Суховерков.
Управлять комплексом можно в автоматическом режиме, с материнской станции, на расстоянии до 10 км. Имеется также ручной режим управления, в этом случае человек должен находиться не далее 400 метров от судна.
По словам учёных из ТУСУРа, они уже исследовали практически все подходящие водоёмы в Томской области и получили интересные результаты.
«Мы, например, изучили озеро Нефтехим. Создали карту дна, на которой видно, как эту территорию разрабатывали: где машины заезжали для разработки карьера», – рассказал Игорь Суховерков.
Исследования с помощью автоматизированного комплекса управления маломерным судном учёные также проводили в Кемеровской области, на водозаборе города Юрги и карьере Темиртау.
«Полученные нами данные даже были использованы для «Книги рекордов Гиннеса», когда в карьере Темиртау проходило самое массовое погружение аквалангистов», – поделился информацией Игорь Суховерков.
https://youtu.be/X4GWADp2kAc
Подписаться на канал ТУСУРа на YouTube
Дайверы клуба «Наяда» помогли найти айфон, утонувший в озере во время купания
С 30 по 31 мая ТУСУР представит разработки, выполненные резидентами межвузовского студенческого бизнес-инкубатора «Дружба» и учеными вуза в рамках Всероссийского форума молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS 2024.
В Передовой инженерной школе Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники ведется разработка программно-аппаратного комплекса сенсорной системы для измерения напряженности электрического поля. Комплекс позволит проводить различные испытания на электромагнитную совместимость, в частности помехоустойчивость. К середине 2025 году ученые планируют получить готовый прототип.
Ежегодно в России проводится более 30 тысяч катетерных аблаций нарушений ритма сердца – операций, при которых в сердце больного вводят специальный катетер, позволяющий прижечь зоны, ответственные за поддержание фибрилляции предсердий и аритмии. Около 45% операций проводятся только под рентгеновским контролем без систем нефлюороскопической навигации, создающих трехмерную реконструкцию картирования.