Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога

10 сентября 2012
Университетский технологический диалог направлен на формирование альянсов между учёными разных стран и обнаружение новых областей для проведения совместных исследований, реализации проектов и создания новых технологий. Организаторами технологического диалога выступают ТУСУР и университет Рицумейкан в партнёрстве с Открытым университетом Сколково.

С приветствием к участникам технологического диалога обратились директор департамента международных и региональных связей Томской области Алексей Стуканов, проректор ТУСУРа Александр Уваров, профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов.

Важной частью технологического диалога является создание совместных организационных форм, позволяющих сделать технологический диалог постоянным и взаимовыгодным. По словам проректора ТУСУРа А. Ф. Уварова, в дни диалога будет обсуждаться возможность создания офиса университета Рицумейкан в Томске с целью повышения уровня исследовательской кооперации, интенсификации стажировок томских студентов в Японии и совместного проведения международных чемпионатов по робототехнике в Томске.

Профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов отметил в своём приветствии, что каждый визит в Томск японской делегации - это шаг вперёд на пути к совместному сотрудничеству. По его словам, основная задача данных визитов - сделать университетское образование международным. «Самое важное - это делиться опытом, совместно генерировать новое знание и строить коммуникацию для того, чтобы эти знания распространялись», - уверен профессор университета Рицумейкан.

Начальник департамента международных и региональных связей Томской области Алексей Стуканов считает, что авторитет региона в области науки и инноваций зависит от таких конференций, как Межуниверситетский технологический диалог. В своём выступлении он призвал создавать научные альянсы, вступать в кооперации и взаимодействовать на сложном глобальном поле науки и технологий.

Программу Межуниверситетского технологического диалога открыла панельная дискуссия на тему «Кто и как создаёт технологии в Японии и в России?»

По словам Александра Уварова, основным источником новых технологий должны быть университеты. «Доходы от исследований и разработок в ТУСУРе составляют 40 процентов. Выпускники ТУСУРа создают лаборатории и кафедры, вкладывают 10 миллионов долларов в развитие университета. Вокруг ТУСУРа создан пояс из 125 технологических компаний, которые являются одним из важнейших ресурсов для разработки новых технологий», - говорит о роли университетов в создании технологий проректор ТУСУРа.

«Ответ на вопрос «Кто и как создаёт технологии?» зависит от политической ситуации, культурных особенностей и ситуации внутри университетов. В Японии источником новых технологий, в основном, являются компании. Задача же университетов в том, чтобы поставлять сильные исследовательские кадры для проведения исследований в университетах и компаниях», - уверен профессор Крысанов.

«Сначала необходимо понять, для чего создаются технологии, - говорит профессор университета Рицумейкан Фрэнк Ринальдо, - чтобы внести их в жизнь, или чтобы просто сделать что-то новое? Есть примеры технологий, которые сначала быстро развивались, но затем становились ненужными, поскольку вовремя не передавались на доработку в корпорации. В Японии именно корпорации создают новые технологии». Представитель Германии Александр Кравченко поддержал позицию японской делегации относительно источника технологий.

Директор компании Parallel Technologies Рональд Пекк уверен, что технологии в разных странах практически не отличаются, однако процессы создания технологий ускоряются при использовании международной кооперации.

Участники дискуссии считают, что в процессе разработки новых технологий участвует много игроков. Роль каждого должна быть чётко определена. «Мы пытаемся создать в Томской области систему тройной спирали - особый вид взаимодействия между университетами, бизнесом и властью», - говорит проректор ТУСУРа. Александр Уваров уверен, что технологии могут возникать на связях «университет-бизнес», «бизнес-власть» и «власть-университет» в ситуации совместной работы. Только такие гибридные организации могут обеспечить правильность выбора направлений технологического развития. Система группового проектного обучения, в рамках которой студенты с руководителями выполняют проекты, а бизнес и вуз решают совместно, какие технологии стоит продолжать разрабатывать, а какие нет, по мнению Александра Уварова, является примером взаимодействия университета и бизнеса.

«Проект «ИНОТомск 2020», получивший поддержку правительства РФ, направлен на создание необходимой инфраструктуры для инновационного развития. Это вызов для региона, поскольку правительство РФ лишь даёт финансирование, а развитием инфраструктуры должен заниматься регион. В этом проекте необходима совместная работа университетов, инновационного бизнеса и администрации Томской области», - говорит Алексей Стуканов.

Профессор университета Рицумейкан Хидето Икеда, считает, что большим ресурсом развития науки в японских университетах являются средства, привлечённые от промышленности, а роль правительства Японии в поддержке университетов заключается в создании исследовательских фондов, которые поддерживают 50 процентов университетских исследований. Это большое достижение современной Японии, поскольку раньше исследователи должны были сами находить средства для проведения исследований.

Важным вопросом на повестке дня участники дискуссии считают настройку университетской системы исследований и разработок и выбора приоритетных направлений. «Университетам необходимо привлекать компании и профессоров для того, чтобы выбирать направления научного и технологического развития, поскольку если не проводить стратегические сессии с компаниями и учёными, то студенты и выпускники вуза не получат работу в ведущих корпорациях, так как будут неверно стратегически ориентированы, а абитуриенты не пойдут в этот университет», - говорит о приоритетной задаче Виктор Крысанов.

«Каждый профессор в университете Рицумейкан имеет свою специфику, - говорит Фрэнк Ринальдо, и каждый студент может выбрать к какому профессору и в какую лабораторию пойти работать. Студент обязан проработать год в одной из лабораторий - обычно, последний или предпоследний год своего обучения». «В университете можно проводить любые виды исследований, и мы выделяем на это средства, - говорит профессор Хидето Икеда. Государство поддерживает проекты, которые вносят вклад в развитие общества, поэтому наибольшее финансирование получают проекты и исследования, которые важны как для науки, так и для общества. Так поддерживается важнейший баланс в университетских исследованиях и разработках».

В завершение дискуссии Александр Уваров представил результаты реализации ТУСУРом модели предпринимательского университета. «ТУСУР видит себя как ресурс для развития технологических компаний. В университете более 10 000 студентов, 1 000 из них участвует в групповом проектном обучении. Студенты создают порядка 100 компаний, но только 4 компании в итоге выходят на рынок», - заключил проректор ТУСУРа.

Модератор панельной дискуссии начальник Отдела международного сотрудничества ТУСУРа Геннадий Кобзев отметил по результатам дискуссии три ключевых момента.

  • На вопрос «Кто и как создаёт технологии?» нет универсального ответа. Для каждой страны этот ответ обусловлен политическим устройством, экономической моделью и культурой.
  • Есть две альтернативные модели успешности университета и его научных школ. Если в стране ведущий источник технологий - корпорации, то главный критерий успеха для университета - количество трудоустроенных выпускников в ведущих корпорациях. Если в стране на ведущий источник новых технологий претендуют университеты, то главным критерием их успеха является ежегодное количество созданных технологических компаний. В этом случае университет ориентирован на реализацию модели предпринимательского университета.
  • Научные школы университета должны обладать гибким механизмом «настройки» системы управления исследованиями и разработками, чтобы оперативно перефокусировать исследования на появляющиеся значимые технологические направления, которые открывают новые рынки и значимы для общества.
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога
  • В Томске стартовал первый день Межуниверситетского технологического диалога

Похожие материалы по теме