В ТУСУРе в рамках стратегического проекта «ИТ и киберфизические системы» программы развития «Приоритет 2030» создают решения, направленные на повышение эффективности процесса управления индивидуальными образовательными траекториями обучающихся за счет применения технологий адаптивного обучения и анализа образовательных данных.
В задаче построения индивидуальных образовательных траекторий помимо необходимости иметь соответствующие инструментальные программные решения существует проблематика, связанная с обоснованностью состава траектории для конкретного обучающегося. Для того, чтобы индивидуальный подход в образовании был эффективным, университету необходимо иметь всестороннее представление о студенте — большая роль в данном вопросе отводится цифровому образовательный следу. Однако генерация, сбор и обработка цифрового следа — сопутствующая актуальная задача, требующая комплексного решения.
Так, в ТУСУРе разрабатываются новые подходы, направленные на формирование представлений о деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде, анализ их взаимодействия с электронными ресурсами, выявление стилей обучения, склонностей и предпочтений, скрытом потенциале, особенностей потребления контента и т.д.
В основе одного из таких подходов лежит разработанный программный модуль для построения тепловой карты распределения внимания пользователей при работе с текстовым контентом. Для многих образовательных организаций, применяющих технологии дистанционного обучения, актуален вопрос оценки востребованности текстового учебного контента обучающимися, вовлеченности их в работу с материалом. Какой контент труден для восприятия, какой слишком легок, какой популярен, какой потерял свою актуальность — частые вопросы, которые лежат в основе процесса модернизации и совершенствования образовательных программ.
На поиск ответов на обозначенные вопросы и направлена система фиксации распределения внимания, которую разрабатывают в ТУСУРе. Она представляет собой программный модуль для систем дистанционного обучения: специальный алгоритм присваивает каждому абзацу уникальный целочисленный хэш и ставит ему в соответствие значение, отражающее количество времени, затраченное на его чтение. Разрабатываемый модуль поддерживает все типы текстовых элементов системы дистанционного обучения, воспроизводящие контент в формате HTML.
Данные, собираемые модулем, могут участвовать в расчетах показателей эффективности учебного процесса, в том числе использоваться при построении аналитических отчетов. В отличие от существующих подходов фиксации факта взаимодействия пользователя с элементом в целом (по принципу посещал/не посещал), разрабатываемый модуль производит фиксацию удержания внимания пользователя над минимальными структурными единицами текстового контента – абзацами.
«Сбор этих данных выполняется в реальном времени и сохраняется в базе данных. Структура хранимых данных делает возможным формирование тепловых карт на основе исторических данных как по конкретному пользователю, так и по произвольному множеству. Такая аналитика открывает возможности по выявлению проблемного контента, определению лучших практик организации и представления информации, созданию рекомендательных систем и многое другое», — поясняет ответственный исполнитель проекта, заведующий лабораторией ЛИСМО Иван Кречетов.
Спектр применения технологии широкий. При достаточном объеме накопленных данных о распределении внимания пользователей образовательные организации смогут оптимизировать издержки на выявление некачественного или невостребованного контента, применять технологию в прокторинге, автоматизировать процессы оценки деятельности обучающихся на учебных платформах, разрабатывать новые образовательные продукты на основе анализа интересов пользователей.
В рамках сетевой программы «Организационно-методические и педагогические решения в условиях реформы российского образования» Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники участвует в обмене опытом с коллегами из томских вузов.
С 4 по 17 ноября СБИ ТУСУРа проведет серию мероприятий для тех, кто интересуется технологическим предпринимательством.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.
ТУСУР приглашает разработчиков, преподавателей, методистов, педагогических дизайнеров, руководителей образовательных программ ДПО пройти обучение в VIII Всероссийской онлайн-школе ДПО по программе повышения квалификации «Нейросети в ДПО: технологии, вдохновляющие учить и учиться».