Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

В ТУСУРе разрабатывают цифровые технологии индивидуализации образовательной траектории обучающегося

02 октября 2023
В ТУСУРе разрабатывают цифровые технологии индивидуализации образовательной траектории обучающегося

В ТУСУРе в рамках стратегического проекта «ИТ и киберфизические системы» программы развития «Приоритет 2030» создают решения, направленные на повышение эффективности процесса управления индивидуальными образовательными траекториями обучающихся за счет применения технологий адаптивного обучения и анализа образовательных данных.

В задаче построения индивидуальных образовательных траекторий помимо необходимости иметь соответствующие инструментальные программные решения существует проблематика, связанная с обоснованностью состава траектории для конкретного обучающегося. Для того, чтобы индивидуальный подход в образовании был эффективным, университету необходимо иметь всестороннее представление о студенте — большая роль в данном вопросе отводится цифровому образовательный следу. Однако генерация, сбор и обработка цифрового следа — сопутствующая актуальная задача, требующая комплексного решения.

Так, в ТУСУРе разрабатываются новые подходы, направленные на формирование представлений о деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде, анализ их взаимодействия с электронными ресурсами, выявление стилей обучения, склонностей и предпочтений, скрытом потенциале, особенностей потребления контента и т.д.

В основе одного из таких подходов лежит разработанный программный модуль для построения тепловой карты распределения внимания пользователей при работе с текстовым контентом. Для многих образовательных организаций, применяющих технологии дистанционного обучения, актуален вопрос оценки востребованности текстового учебного контента обучающимися, вовлеченности их в работу с материалом. Какой контент труден для восприятия, какой слишком легок, какой популярен, какой потерял свою актуальность — частые вопросы, которые лежат в основе процесса модернизации и совершенствования образовательных программ.

На поиск ответов на обозначенные вопросы и направлена система фиксации распределения внимания, которую разрабатывают в ТУСУРе. Она представляет собой программный модуль для систем дистанционного обучения: специальный алгоритм присваивает каждому абзацу уникальный целочисленный хэш и ставит ему в соответствие значение, отражающее количество времени, затраченное на его чтение. Разрабатываемый модуль поддерживает все типы текстовых элементов системы дистанционного обучения, воспроизводящие контент в формате HTML.

Данные, собираемые модулем, могут участвовать в расчетах показателей эффективности учебного процесса, в том числе использоваться при построении аналитических отчетов. В отличие от существующих подходов фиксации факта взаимодействия пользователя с элементом в целом (по принципу посещал/не посещал), разрабатываемый модуль производит фиксацию удержания внимания пользователя над минимальными структурными единицами текстового контента – абзацами.

 «Сбор этих данных выполняется в реальном времени и сохраняется в базе данных. Структура хранимых данных делает возможным формирование тепловых карт на основе исторических данных как по конкретному пользователю, так и по произвольному множеству. Такая аналитика открывает возможности по выявлению проблемного контента, определению лучших практик организации и представления информации, созданию рекомендательных систем и многое другое», — поясняет ответственный исполнитель проекта, заведующий лабораторией ЛИСМО Иван Кречетов.

Спектр применения технологии широкий. При достаточном объеме накопленных данных о распределении внимания пользователей образовательные организации смогут оптимизировать издержки на выявление некачественного или невостребованного контента, применять технологию в прокторинге, автоматизировать процессы оценки деятельности обучающихся на учебных платформах, разрабатывать новые образовательные продукты на основе анализа интересов пользователей.

Другие новости

24 апреля 2024

С 24 по 26 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» проходит Международная выставка инноваций HI-Tech, на которой Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники представляет разработки учебных и резидентов СБИ.

27 апреля 2024

В Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники подготовили расширенный курс «Практика графического дизайна: GIMP + InkScape» для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обучение по нему продлится до конца мая. 

06 декабря 2023

Проректор по научной работе и инновациям, директор ПИШ ТУСУРа Антон Лощилов в интервью «Интерфаксу» рассказал, как проходит обучение в Передовой инженерной школе «Электронное приборостроение и системы связи» им. А.В. Кобзева.

26 февраля 2024

На 2024 год запланирован запуск инновационной сетевой магистерской программы «Спутниковые системы связи», которая будет реализована совместно Передовой инженерной школой ТУСУРа и Университетом Решетнева (г. Красноярск) в интересах индустриального партнера - АО «РЕШЕТНЕВ» (г. Железногорск), ведущей компании-спутникостроителя Госкорпорации «РОСКОСМОС».

НАВЕРХ