Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Ю.М. Лирмак: о роли учебного процесса в формировании инновационно активного специалиста

02 февраля 2011
27 – 28 января в ТУСУРе прошла научно-методическая конференция «Технические университеты в модернизации экономики России». Модератором секции № 3 «Роль учебного процесса в формировании инновационно активного специалиста» стал декан факультета инновационных технологий Института инноватики ТУСУРа Ю.М. Лирмак.

Цель проведения конференции – обмен опытом и мнениями о роли технических университетов в решении задач модернизации экономики России, перспективных формах научно-технического и методического обеспечения инновационного образования, о новых разработках и достижениях в области образовательных технологий, о проблемах гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в современных условиях. Место модератора секции № 3 «Роль учебного процесса в формировании инновационно активного специалиста» занял Ю. М. Лирмак. Он рассказал, какие доклады были представлены на секции, и какие дискуссии возникли после завершения её работы.

По техническим причинам «на начальном этапе конференции была достигнута договорённость с докладчиками и слушателями о том, что содержание докладов не обязательно должно соответствовать тематике секции. Тем не менее, работа секции прошла в атмосфере живой дискуссии, так как сформировалась устойчивая тенденция обсуждения проблем инженерного образования с учётом специфики ТУСУРа (большинство участников было из нашего университета). Были обсуждены проблемы нового набора (ЕГЭ, олимпиады) и необходимость последующего выравнивания знаний первокурсников по физике и математике (докладчик Л. В. Орловская). Много внимания уделялось обсуждению преимуществ и проблем ГПО (доклады С. Г Еханина и Л. Н. Орликова). К сожалению, практически не был затронут предпринимательский аспект этой тематики. Мои попытки повернуть дискуссию в это русло оказались безуспешными. Несмотря на то, что без хорошего физико-математического и инженерного образования формирование полноценного инновационно активного специалиста невозможно, нельзя забывать и о том, что огромную роль играет атмосфера предпринимательского университета, в котором эти специалисты становятся по-настоящему активными через участие в бизнес-проектах.

После доклада Т. Н. Зайченко «Применение СМК при разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса» возникла дискуссия о связи СМК непосредственно с качеством преподавания. Единодушно признавая эффективность СМК для организации документооборота в подразделениях университета, участники конференции отметили отсутствие упомянутой связи на данном этапе её внедрения. Возможно, В. К. Жуков мог бы внести ясность в этот вопрос, но его ранее заявленный доклад на тему «Применение системы менеджмента качества при разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса» не состоялся. Был проявлен значительный интерес к работе секции № 3 со стороны участников других секций конференции, что говорит о понимании важности проблемы подготовки кадров для модернизации экономики России.

После завершения работы секции её участники провели круглый стол, на котором обсудили проблемы инженерного образования и связь вузов с системой среднего образования. В частности, имела место дискуссия о техническом лицее на базе Мариинской гимназии, о принципах отбора учеников и программах обучения. Кроме того, мне удалось выслушать мнения участников конференции по поводу актуализации языковой подготовки сотрудников ТУСУРа и обучения иностранных студентов на английском языке. Мне, в частности, понравилась идея создания инженерного факультета для иностранных граждан, на котором мы смогли бы представить передовые направления университета. Те, кто работает по этим направлениям, практически не имеют проблем с иностранными языками, хотя совершенно очевидно, что предстоит огромная работа по созданию учебных пособий и оттачиванию педагогического мастерства для того, чтобы преподавать на неродном языке.

От Института инноватики на секции № 3 были представлены и заслушаны два доклада: «Подходы к вероятностной системе знания» (А. В. Долматов) и «Анализ успеваемости студентов ФДО ТУСУРа в рамках выделения групп для принятия управленческих решений» (О. И. Абдалова, П. С. Мещеряков, С. В. Тимченко).

  • Ю.М. Лирмак: о роли учебного процесса в формировании инновационно активного специалиста
Источник: Ю. М. Лирмак, декан ФИТ.

Похожие материалы по теме