Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Компьютерный симулятор инженера службы ЭРТОС разрабатывают в ТУСУРе

18 марта 2024
Компьютерный симулятор инженера службы ЭРТОС разрабатывают в ТУСУРе

Студент ТУСУРа разрабатывает компьютерный симулятор работы инженера службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи для Центров организации воздушного движения.

Студент Факультета вычислительных систем Владимир Грахович работает над созданием компьютерного симулятора работы инженера службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи на современном движке Unreal Engine 5. Для реализации проекта молодой человек получил финансирование по программе ФСИ «УМНИК».

«От работы инженеров службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) зависит успешность функционирования центров Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОВД) Российской Федерации: безопасность, регулярность и эффективность авиационных транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров», – рассказывает Владимир Грахович.

В ТУСУРе таких инженеров готовят на кафедре КИПР в рамках специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». Студенты третьего курса проходят производственную эксплуатационную (аэродромную) практику в разных Центрах ЕС ОВД в составе службы ЭРТОС. Однако длительность практики составляет 4 недели, а объектов, относящихся к категории средств радиотехнического обеспечения полетов, включая автоматизированные системы управления воздушным движением, в каждом таком Центре насчитывается больше сотни (объекты системы посадки, глиссадный и курсовой радиомаяки, маркерные приводные радиомаяки, системы связи и радионавигации, диспетчерские и трассовые радиолокаторы и другое радиооборудование). Доступ к большинству из этих технических объектов и систем для студентов закрыт из-за строгой режимности авиапредприятий и условий повышенной опасности на территории аэродромов. Изучать принципы работы такого радиооборудования на практике оказывается сложно или просто невозможно.

Чтобы повысить качество практической подготовки, пришла идея разработки компьютерного симулятора инженера службы ЭРТОС. Основная цель симулятора в том, чтобы, используя принципы компьютерной эмуляции образования, поместить студентов в условия пребывания на аэродроме, приближенные к реальности. Это поможет им почувствовать себя в роли инженера службы ЭРТОС, познакомиться с объектами, процессами и задачами профессиональной деятельности, окружением и средой, в которой приходится работать настоящим инженерам.

Студенты будут выполнять лабораторные и практические задания из дисциплин учебного плана прямо в симуляторе. Например, можно будет  измерить ток в сложной электрической цепи системы обработки информации диспетчерского радиолокатора с помощью амперметра, проанализировать сигнал с помощью спектроанализатора, измерить амплитудно-частотную характеристику волноводного тракта антенной системы курсового радиомаяка, исследовать значимость климатических и загрязняющих факторов типа влаги, снега, града, пыли и грязи на надежность и бесперебойность работы многочисленного радиооборудования, исследовать влияние орнитологического фактора на обеспечение безопасности полетов на этапах взлёта и посадки самолета и много другое. Это позволит понять всю сложность эксплуатационно-технологических процессов, происходящих в зоне аэродрома и особенностей специальности, что не достижимо в условиях традиционных способов обучения.

«Симулятор воплощается на современном движке Unreal Engine 5, – говорит Владимир Грахович. – Данный движок был выбран из-за его огромных возможностей: от создания материалов, окружения, времен года и суток, а также погодных условий и реализации логики проекта в системе визуального программирования Blueprint до захвата изображения лица человека и его анимации с помощью такого средства как Metahuman».

В будущем после первого этапа коммерциализации симулятора планируется выпускать дополнения или DLC, предусматривающие использование моделей известных мировых аэропортов со всеми их атрибутами, важными для понимания инженерам службы ЭРТОС. Обучающиеся смогут понять особенности работы инженеров службы ЭРТОС в разных условиях, определяемых размерами аэропортов, их пропускной способностью, климатом и географическим положением.

Скриншоты рабочего процесса и прототипа.

Идея создания компьютерного симулятора появилась у Владимира Граховича в рамках реализации межфакультетского проекта ГПО кафедры КИПР «Промышленный дизайн радиоэлектронной аппаратуры на движке Unreal Engine 5» который начался ещё в третьем (осеннем) семестре в 2022 году в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности-3» (ОПД-3).

«Команда нашего межфакультетского ГПО проекта на сегодняшний день насчитывает 22 студента со всего университета, – говорит Владимир Грахович. – И это здорово, когда у тебя есть единомышленники, с кем можно обсудить идеи, кто может сделать их критический анализ и посодействовать в их реализации. Так, например, для ускорения процесса создания анимации моделей неигровых NPC-персонажей симулятора работы инженера ЭРТОС требуется дорогостоящее оборудование для захвата движений актёров-аниматоров. В результате нашей совместной работы моему одногруппнику и соисполнителю проекта ГПО КИПР-2301 Никите Хайбулину пришла мысль создать свой собственный бюджетный вариант костюма для ускорения продакшн-этапа моделей анимации».

Другие новости

29 декабря 2023

Подведены итоги финала отборочного тура программы «УМНИК». В число победителей вошли 9 инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых учёных ТУСУРа.  

04 апреля 2024

Разработка студента Радиоконструкторского факультета Никиты Тимкина получила поддержку программы ФСИ «УМНИК».

18 января 2024

17 января, в Томской области по приглашению губернатора Владимир Мазура работала делегация под председательством чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в России Дмитрия Крутого.

11 марта 2024

В 2023 году был разработан и изготовлен блок-контейнерный комплекс для организации базового эксплуатационного центра (БЭЦ), спроектировано и оснащено рабочее место внешнего пилота. Размещение элементов инфраструктуры на полигоне запланировано на апрель 2024 года. В начале лета будут проведены первые летные испытания.

НАВЕРХ