Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Проректор ТУСУРа по цифровой трансформации поделился методиками адаптивного обучения на всероссийской конференции

02 декабря 2022
Проректор ТУСУРа по цифровой трансформации поделился методиками адаптивного обучения на всероссийской конференции

Панельная дискуссия «Цифровые технологии адаптивного обучения прошла в рамках Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия». Проректор ТУСУРа по цифровой трансформации поделился опытом университета.

23 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Цифровые технологии адаптивного обучения», на которой спикеры обсудили различные подходы к методикам адаптивного обучения, формирующим индивидуальные образовательные траектории.

Опытом Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники поделился проректор по цифровой трансформации Эдуард Абанеев.

«В целом, если говорить про цель адаптивного обучения — это повышение эффективности обучения за счет индивидуальных характеристик обучаемого, его способностей к обучению, коллективных способностей. Адаптивное обучение можно сравнить с репетиторством или обучением с наставником», - отметил проректор.

В своем выступлении он рассказал о плюсах и минусах рекомендательных систем. В частности среди плюсов Эдуард Абанеев отметил автоматизацию труда преподавателя: не нужно каждому студенту говорить, что изучать, система рекомендует сама. Среди минусов, по его мнению – возможность некачественного обучения алгоритма системы. В этом случае есть риск получить нерелевантный контент, отправить студента на круг, на который ему не надо идти.

«В разработке адаптивного обучения участвует много специалистов, это сложная, командная работа. В большинстве случаев методика и траектория курса под каждую дисциплину будет проектироваться уникально, - добавил проректор. – Задача вуза при этом состоит в том, чтобы  дать преподавателям инструмент, с помощью которого они смогут адаптировать курс на основе обратной связи от студентов, подсказок».

В ТУСУРе начало исследований технологий адаптивного обучения было положено в 2011 году в лаборатории инструментальных систем моделирования и обучения (ЛИСМО) Института инноватики. К 2017 году были получены практические результаты в виде реализованных интеллектуальных алгоритмов и цифровой платформы для адаптивного обучения, и уже в 2018 году на международной конференции EdCrunch был представлен первый адаптивный электронный курс, разработанный в партнерстве с МИСиС.

К теме адаптивного обучения имеются большие ожидания, в связи с чем в мировом сообществе не первый год обсуждаются преимущества и проблемные места данной технологии.

 «В сфере технологий обучения уже выработался определенный подход к реализации адаптивного обучения, который сегодня уже многие образовательные организации используют по всему миру. Этот подход заключается в создании многовариативной базы учебного контента, из которой специальные алгоритмы выстраивают траекторию обучения для каждого обучаемого с учетом его персональных характеристик и способностей. Но у такого подхода есть и обратная сторона — трудозатраты на проектирование таких баз, как правило велики, проектирование адаптивных курсов может являться продолжительным мероприятием» - отмечает заведующий ЛИСМО Иван Кречетов.

При этом исследования и разработки в сфере адаптивного обучения продолжают осуществляться в ЛИСМО и сегодня.

«Тем не менее, для многих организаций такой подход оправдан, в первую очередь для проектов, цель которых заключается в произведении массового обучения, - рассказывает Иван Кречетов. - Как правило, это такие фундаментальные дисциплины как математика, физика, химия. Но для прочих дисциплин, в том числе узкопрофильных, задача реализации адаптивного обучения также актуальна. Если в существующем и известном подходе адаптивного обучения уже многое «известно» о контенте (для формирования обучаемому персональной траектории) и эти знания автор-разработчик вносит в систему своими руками, то сегодня необходим новый подход, позволяющий системе «узнавать» о контенте в результате взаимодействия всех участников учебного процесса с системой и контентом в частности. Проще говоря, речь идет об автоматизации разметки контента специальными тегами и метаданными, необходимыми для эффективной работы рекомендательных алгоритмов. Сегодня это основное направление развития технологий адаптивного обучения в ЛИСМО. При этом стоит заметить, что существующие достижения лаборатории также находятся в эксплуатации, мы параллельно продолжаем разрабатывать адаптивные электронные курсы для широкого круга обучаемых».

В панельной дискуссии также приняли участие директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Светлана Калмыкова, проректор по цифровизации, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Александр Квашнин, проректор по цифровизации, Национальный исследовательский Томский политехнический университет Александр Фадеев, начальник Центра Электронного Обучения, заведующий лаборатории искусственного интеллекта в обучении Поволжского государственного технологического университета Игорь Нехаев. Модератором выступил академический директор Образовательной платформы «Юрайт» Александр Сафонов.

Материалы онлайн-дискуссии.

Другие новости

25 июня 2024

Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Югорский госуниверситета (ЮГУ) и Правительство Югры заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве на XV Международном ИТ-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС.

08 июля 2024

Проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Эдуард Абанеев рассказал об основных элементах коммуникативной компетенции в ходе прошедшей в Юрайт.Академии онлайн-дискуссии «Коммуникативная компетентность: как ее развивать в цифровую эпоху?» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

23 мая 2024

Более 180 одиннадцатиклассников в этом году завершили обучение в Специализированных классах Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники.

25 марта 2024

С 20 по 22 марта в IT-академии ТУСУРа проходил хакатон «Молодая ИТ-Магистраль», который проводится совместно с компанией «Газпром трансгаз Томск». Его целью была разработка программных продуктов, которые необходимы компании в повседневной работе.

НАВЕРХ