Резиденты бизнес-инкубатора ТУСУРа разрабатывают систему, которая обеспечит «сквозное видение» для безопасного обгона крупногабаритных транспортных средств.
Каждая девятая авария происходит по причине выезда на полосу встречного движения, из них 80 % – по вине водителей легкового транспорта. Команда разработчиков ТУСУРа предложила устройство, которое позволит безопасно совершать обгон грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и других крупногабаритных транспортных средств (КТС) как в дневное, так и в ночное время. Это устройство с функцией видеофиксации в хорошем качестве, которая производится в кабине крупногабаритного транспорта. Приём и трансляция видеопотока осуществляются через приложение на смартфоне следующего за КТС водителем, который и принимает решение о безопасном обгоне. Передача данных происходит по локально создаваемой сети Wi-Fi на расстоянии до 300 метров.
Антон Меньщиков, один из авторов проекта
Мы разрабатываем как устройство, так и специальное мобильное приложение. Самое сложное – создать надёжный устойчивый канал связи и передаваемого изображения в условиях ограниченной видимости (метель, дождь и другие плохие погодные условия). В отличие от аналогов с внешним дисплеем наша система, за исключением антенны, находится внутри транспорта. Также предусмотрена функция резервного копирования последних минут видео на смартфоне водителя – таким образом решается проблема доказательства вины в случае ДТП.
В настоящее время создан макет устройства для отработки базовых функций, который после модернизации пройдёт зимние и летние испытания на маршрутах грузовой компании «Деловые линии».
«В первую очередь мы разрабатываем систему для нашего северного региона, поэтому нам важно, чтобы устройство работало в сложных погодных условиях: бесперебойно транслировало изображение, а приложение принимало данные без помех», – рассказывают разработчики.
По словам разработчиков, система LorryVision пригодится водителям-новичкам, владельцам автомобилей с правым рулём, путешественникам, людям, чья работа связана с переездами на длительные расстояния, и другим автовладельцам.
«Система необходима водителям для осведомлённости о ситуации на дороге во время движения и совершения безопасного обгона», – убеждены разработчики. В перспективе с её помощью они планируют решить проблему контроля «мёртвых» (слепых) зон крупногабаритных транспортных средств.
Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда содействию инновациям по программе «Развитие–НТИ». Помимо этого, представители Центра компетенций НТИ ТУСУРа по Сибирскому, Уральскому и Дальневосточному федеральным округам по направлению «Технологии беспроводной связи и Интернета вещей» оказывают помощь разработчикам, консультируя и помогая им в решении технических задач. Эксперты сформировали рекомендации по решению проблемы переключения мобильного приложения между сигналами нескольких видеотранслирующих устройств и сведению задержки передаваемого видеосигнала к нулю.
Разработчики Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники рассказали журналу «Стимул» о том, как велась работа над геномным принтером.
В Молодежной IoT Академии, созданной в рамках программы развития «Приоритет 2030», разработана система контроля температуры воздуха и влажности в помещениях.
Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) приступили к созданию технологии для обеспечения комплексной защиты информационных каналов беспилотных авиационных систем (БАС). На базе Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» в 2025-2026 годах будет изготовлен экспериментальный универсальный модуль защиты БАС.
В Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники в 2025 году запатентован интегральный электрооптический модулятор по схеме интерферометра Маха-Цендера на основе тонкопленочного ниобата лития на изоляторе, нагруженного нитридом кремния.