В ходе дискуссий будут выделяться основные характеристики, проблемные вопросы на пути создания предпринимательского университета. Именно они станут основой для формулирования новой миссии. Результаты обсуждения будут опубликованы на сайте университета. Заявки на участие в качестве спикера принимаются на адрес электронной почты ckr@sbi.tusur.ru.
В первом обсуждении приняли участие Отдел международного сотрудничества и Центр корпоративного развития. Модератором дискуссии выступила директор Центра управления проектами КемГУ Татьяна Зубарева. В обсуждении миссии предпринимательского университета сразу же проявилось две логики - европейская и американская. Согласно первой, важнее создать университет-предприниматель, который характеризуется наличием управленческой команды, способной кратно увеличивать бюджет и эффективно проводить его диверсификацию. Эта команда и является единственным предпринимателем в университете. Яркий пример - голландский университет Твенте. Вторая логика - американская - делает акцент на подготовке технологических предпринимателей, создающих стартапы, будучи ещё студентами или после окончания университета.
Следующий обязательный элемент работы предпринимательского университета – это участие в работе технологических компаний, созданных его выпускниками, поддержка их роста. Не секрет, что одним из важнейших показателей предпринимательского университета является капитализация компаний выпускников - их стоимость на рынке. Чем больше капитализация, тем выше статус и престиж университета.
В советское время наш университет боролся за проведение НИР Минобороны, утверждая тем самым лидерские позиции научных и инженерных школ и коллективов. Сегодня борьба идёт за федеральное финансирование и постепенно смещается в сторону борьбы за эффективное сотрудничество с бизнесом и совместную реализацию перспективных проектов. За какие ресурсы должен бороться предпринимательский университет? Что является для него самым ценным, без чего он не может существовать?
В начавшемся десятилетии влияние предпринимательских университетов будет усиливаться, а университетов, сосредоточенных только на исследованиях, - уменьшаться. «Сколково», «Роснано» и другие институты развития заинтересованы в университетах, прежде всего, как в поставщиках технологических бизнес-проектов, а не большого списка тем исследований. Исследования становятся частью внутреннего процесса университета по «производству» технологических бизнесов. Критически важными для такой науки являются сроки и скорость.
Очевидным становится и то, что университет (управленческая команда, преподавательский состав), который хочет стать предпринимательским, должен перестать думать о себе как о лидере в регионе или в России. Он должен найти свою новую роль в мире, новое имя и нишу для позиционирования, стать важным и значимым партнёром для инновационных компаний и иностранных университетов. Что позволяет перейти университету из регионального масштаба в мировой - важнейший вопрос, ответ на который ищут многие российские университеты. Заметим, что ответы типа «необходимо значительное федеральное финансирование, увеличение бюджета» или оправдывающий малую известность университета в мире ответ «наличие закрытых тем НИР и НИОКР» уже не признаются российским образовательным сообществом.
Стартапы, промышленные партнёры и представители вузов собрались в Молодежном центре ТУСУРа на втором дне рождения Стартап-студии университетов Томска.
Команда СБИ ТУСУРа презентовала тренинг предпринимательских компетенций и приняла участие в треке, посвященном коммерциализации университетских технологических проектов на IX форуме Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35».
Список 100 университетов-участников основного трека из 41 региона страны утвердил Совет по поддержке программ развития университетов – участников «Приоритета-2030» под председательством главы Минобрнауки Валерия Фалькова.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.