Образовательные и информационные технологии, которые создаются в ТУСУРе для формирования эффективной среды для обучения и работы, вызывают интерес у других университетов, поскольку позволяют решать актуальные задачи и повышают эффективность организации образовательного процесса. Подробнее об этих технологиях – в материале.
Школьники в университетской среде
В настоящее время одна из важных и актуальных задач для ТУСУРа – вовлечение в образовательный процесс одарённых школьников. Для её решения ТУСУР совместно с Томским физико-техническим лицеем (ТФТЛ) и компанией «Микран» реализует ключевой для Томской области проект под названием «Созвездие», который поможет лицеистам определиться с собственной профессиональной траекторией. В процессе реализации проекта на базе ТФТЛ была открыта кафедра инженерной подготовки ТУСУРа, в задачи которой входит повышение качества школьной подготовки и привлечение лицеистов к практико-ориентированному обучению. Кафедра была открыта в декабре прошлого года, и сейчас ведётся интенсивное погружение лицеистов в университетскую среду.
«ТУСУР успешно применяет в учебном процессе технологию группового проектного обучения (ГПО). На данный момент в ГПО задействовано более 30 % студентов каждой кафедры, которые доказывают эффективность данной технологии успешной защитой дипломных работ, получением федеральных грантов на развитие собственных проектов, взаимодействием с реальными производственными предприятиями, – говорит заведующая кафедрой инженерной подготовки Елена Саврук. – На нашей кафедре работа ведётся с учащимися 8–9 классов, которые осваивают новый для себя формат обучения. Сейчас лицеисты уже задействованы в трёх студенческих проектах ГПО на кафедрах КИПР, РЭТЭМ и ТУ. Несколько заявок отправлены на всероссийский конкурс школьных проектов. На ежегодной конференции «Научная сессия ТУСУР» лицеисты представят около десяти докладов на специальной секции «Открытия. Творчество. Проекты». Мы постепенно погружаем школьников в университетскую среду. Таким образом к окончанию лицея они будут подготовлены для поступления в ТУСУР».
Пока лицеисты только начинают работать над проектами ГПО, но на каждом этапе реализации проекта задачи перед лицеистами будут усложняться. Для преподавателей важно, чтобы они работали на результат, поскольку разработки ГПО носят практический характер и создаются для внедрения в производственный процесс.
По словам сотрудников отдела лицензирования, аккредитации и качества образования ТУСУРа, с помощью проекта «Созвездие» при совместном взаимодействии лицея, университета и предприятия будет решена проблема подготовки качественных и мотивированных абитуриентов. Значимость проекта особенно высока для региона, поскольку объединяет томский лицей, томский вуз и томское предприятие. Такая система взаимодействия поможет создавать и сохранять рабочие кадры для области.
Информатизация образовательного процесса
Центр веб-технологий и информационных ресурсов ТУСУРа разрабатывает решения для формирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей поддержку различных бизнес-процессов университета и отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО).
«Сегодня в ТУСУРе создан комплекс веб-ориентированных систем, который необходим для современного образовательного процесса. Наряду со стандартным набором сервисных решений, который включает личные кабинеты абитуриентов, студентов, преподавателей, электронное расписание занятий, журналы учёта и мониторинга посещаемости и другие, созданы и активно используются уникальные – научно-образовательный портал и генератор рабочих дисциплин. Такие сервисные решения помогают сотрудникам в формировании необходимого учебно-методического обеспечения реализуемых образовательных программ, а студентам получать доступ к электронным образовательным ресурсам для успешного освоения дисциплин. При их создании мы используем набор популярных открытых технологий, которые не требуют дополнительных лицензионных отчислений и обеспечивают высокое качество работы сервисов», – говорит начальник Центра веб-технологий и информационных ресурсов Дмитрий Бараксанов.
На данный момент в ТУСУРе по всем образовательным программам насчитывается около 13 тысяч дисциплин, по которым необходимо сформировать учебно-методическое обеспечение, включающее рабочие программы. Сервис «Генератор рабочих дисциплин» позволяет экономить время преподавателям ТУСУРа при разработке рабочих программ, поскольку система сама генерирует документ.
Ещё одно уникальное решение центра – это научно-образовательный портал, который содержит репозитории учебных планов, основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ и электронных образовательных ресурсов. Решение включает электронные регламенты процессов согласования учебно-методического обеспечения и позволяет всем участникам осуществлять мониторинг обеспеченности реализуемых образовательных программ. С его помощью студенты получают учебный план и полный комплекс учебно-методических материалов.
По словам Дмитрия Бараксанова, электронная информационно-образовательная среда повышает качество управления и образования, поскольку обеспечивает оперативный доступ к актуальной информации, в том числе и к учебным материалам и сервисам из любой точки мира.
Универсальные технологии
Образовательные и информационные технологии ТУСУРа были представлены на Московском международном салоне образования, который проходил в апреле в Москве. По словам участников делегации ТУСУРа, благодаря своей универсальности образовательные технологии университета получили большое внимание представителей науки и бизнеса.
«Сегодня в ТУСУРе применяется целенаправленный подход к практико-ориентированному обучению, ГПО находит новые форматы и способы развития. Большинство российских вузов делают шаги к включению проектного обучения в собственные образовательные программы, поэтому им интересен опыт ТУСУРа. На выставке мы увидели востребованность технологии ГПО среди других университетов», – отметила Елена Саврук.
«Наши информационные решения также были отмечены представителями образовательных учреждений. Сервисы, предлагаемые ТУСУРом, универсальны. Они легко могут быть интегрированы в существующую инфраструктуру любого вуза и могут существенно повысить эффективность организации образовательного процесса», – поясняет Дмитрий Бараксанов.
В начале декабря завершила работу VII Всероссийская онлайн-школа ДПО. Этот уникальный образовательный проект, организованный Управлением дополнительного образования ТУСУРа, на 2 месяца объединил более 1000 методистов, преподавателей, руководителей и других сотрудников 47 образовательных организаций из 34 регионов России.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.
В 2024 году на факультете инновационных технологий ТУСУРа открывается новая программа бакалавриата «Проектирование роботов и систем управления» (направление подготовки 15.04.06 Мехатроника и робототехника).
29 октября состоялось Открытие VII Всероссийской онлайн-школы ДПО ТУСУРа. Этой осенью слушатели пройдут обучение на новой образовательной программе «Нейросети в ДПО: технологии, вдохновляющие учить и учиться».